Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Истоки

Истоки
АНДРЕЙ ЯНШИН

 

« –   Что ты делаешь в это время?
–   Соответствую идее самого себя.
–   Что за «идея себя»?
–   Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...
–   И что?
–   Чем больше реальные Иванов-Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
–   При чем здесь идеи?
–   Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.
–   Как это?
–   Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где Она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.
–   Идеи Иванова-Петрова тоже вне времени и пространства?
–   Конечно. Поэтому они неразрушимы.
–   Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?
–   Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный».

Владимир Сёркин. «Хохот шамана»

 

 

 

«Человек, когда рождается, нежен и слаб, когда умирает – тверд и хрупок». Так есть в нашем мире. А как должно быть? Человек, когда рождается, – максимально соответствует «идее себя», а когда умирает? В идеале, умирая, человек должен замыкать круг: должен возвращаться к своему истоку, к точке рождения. Должен входить в «идею себя» целиком, возвращая ей себя, свой опыт, чтобы, вновь «утонув» в этой вечной «идее», исчезнув из границ проявленного, обогатить непроявленное и незримое. Об этом слова Иисуса «станьте как дети». Но помним ли мы об этом?

 

Оставляет ли река, в своем движении от истока к устью, след? «След» ли – сама река? Скорее, река – это связь. Река связывает, со-единяет, объединяет. Река, выбирая траекторию своего движения, осуществляет не свою волю. Собственно, она и не выбирает, она воплощает волю Земли, она проводит энергию Земли, энергию Ее намерения. Река – не сама по себе, она – на Земле, при Земле, соответствует Земле.

Связь – это то, что длится, это то, что есть. След – это память о том, что длилось, о том, что было, знак прошлого. Любое живое существо, пока оно живо, – есть в большей степени связь и в меньшей – след. Будучи живым лишь формально, внешне, отмирая как связь, живое существо становится следом. След – это память о том, что было, это память о возможности, которая прошла.

Есть люди – связи, и есть люди – следы, и тут ничего не попишешь. Впрочем, человек-след всегда сохраняет некий шанс стать связью

Земле угодны связи, и не угодны следы. Следы нарушают целостность, в лучшем случае они – нейтральны. Связи проводят Ее намерение, связи соответствуют «идее Земли». Будучи завязью связи, мы, человеки, имеем шанс стать Связью, без которой немыслима сама наша Планета. Наше движение – к Ней, мы рождены, чтобы, усиливаясь Ею, усиливать Ее, чтобы – в каком-то смысле – стать Ею.

Живое существо не может не оставлять следов. Человек не может не оставлять следов – поэтому он смертен. Человек, который овладел этим искусством (искусством двигаться, не оставляя следов) – достиг бессмертия, того относительного бессмертия, которое возможно в поле Ее притяжения. Такой человек выполнил задачу здешней эволюции, он прошел этот круг, и нам не понять его дальнейших путей… Такой человек вернулся  к истоку, вновь «утонул» в «идее себя» без остатка.

Впрочем, всё это – лишь преамбула. Абстрактная преамбула к конкретным вещам. Введение в следы у реки.

 

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вопрос в том, что есть река. Чем она была, должна была бы быть, и что она есть. Точнее (так приходится ставить вопрос) – что сделало из нее время, люди…

Реки – это сосуды Земли, они несут Ее кровь, они несут Ее жизнь. Всё живое селится у рек, чтобы максимально причаститься силе Земли, причаститься Жизни. Ведь живому только того и надо, чтобы это чувство-себя-живым было максимальным.

Ты родился на берегу реки, почти на берегу, в каком-нибудь километре. Ты связан с этой рекой так, как и не догадываешься. Не только местом, мыслями, ландшафтом, – ты связан с ней самим током крови в твоих сосудах, самим ритмом дыхания своего. Ты связан. Ты одно с ней.  

У тебя, как у этой реки, на которой прошло твое детство, – есть «идея себя». Есть, присутствует в природе некий замысел о тебе, который прежде тебя, которым ты связан с миром, с Землею. Если ты соответствуешь этому замыслу, движешься по его каналу, – ты становишься связью. Если ты уходишь от него – ты превращаешься в след – рассеиваешься, опаздываешь, теряешься в фантомном прошлом. Ты переходишь в прошлое время. При жизни…

У реки тоже есть своя Идея. И как может, она стремится к ней, стремится ее исполнить. Но реке тяжело. Люди, которые уходят от себя, уводят с собой и все, к чему прикасаются, оставляют свой след на всем. Они уводят с собой и реку, очеловечивая, сковывая, пытаясь лишить ее своей воли.

Ты должен (мог бы) жить на чистой реке, свободной от хлама цивилизации, от ее следов. От рукотворных плотин, прерывающих свободный ток, от болот на ее берегах, от вавилонских башен ТРК и т.д. Но ты живешь на другой реке. И ты никогда всерьез не задумывался о ее «идее». И ты никогда не видел ее истока. Может быть, в этом и была твоя ошибка? Одна из многих ошибок, следствием которых и является твое несоответствие. Несоответствие замыслу о тебе…

Ведь если река имеет свой замысел, свою «идею», то более всего эта «идея» сохраняется – в ее истоке. Исток сохраняет весь замысел о реке, это верно.

 

И вот, ты увидел исток реки своего детства. Ты почти не оставил следов в этом своем путешествии. Ты получил некий камертон, по которому можно строить свое пребывание в мире, в том числе – в мире людей. Люди, конечно, не почувствуют разницы. Ты, видевший исток своей реки, и ты, до истока, – им всё равно. Люди мало что чувствуют, к сожалению. Но ты отныне не сможешь его забыть, и это небольшое путешествие для тебя – живой символ, символ путешествия всей твоей жизни. И у этого символа, кстати, есть еще одно измерение – горы. Твоя река родилась в горах, и ты помнишь об этом. Об этом помнит не только твой ум. До сих пор об этом помнят твои сбитые «в хлам» ноги, твое тело. Это хорошая память. Ведь что же такое – горы?

Горы, именно горы рождают долины. Горы рождают реки, облака, дожди и циклоны. Горы хранят подлинное, распутывают запутанное, обрывают бессвязное. Горы хранят простор, держат в своих суровых ладонях все связи мира, охраняют «идеи».  

Ты ходил в свои горы. Ты сделал один маленький шаг навстречу идее себя, реки, мира. А сколько должно быть таких шагов? Нельзя останавливаться. Ведь «бодрствовать кто-то должен»…

 

8.02.2016

С детства и юности, под давлением социума, мы теряем чувство (нам врожденное) Идеи. Чувство Идеи нас самих, Идеи этого мира. Падаем в морок театра теней. И вспоминание, как показывает нам автор книги Марина Борская, есть одна из немногих возможностей вернуть себе это чувство… вернуться – к себе.

Колонка Андрея Яншина
20.03.2013

Макаренко был удивительно сдержанный человек – и удивительно страстный. Внешняя сдержанность помогала ему выливать свою педагогику в чеканные формы, уместные в той эпохе. Но внутренняя страстность, великая страсть, великое его Делание Человека «прожигало» те формы, которые сам он и создавал.

Андрей Яншин. Жизнь под библиотечной сенью...
1.08.2012

"Странно, библиотека – другая, другое помещение, другие книги смотрят на тебя корешками, да и прошло уже столько десятилетий, но запах, аромат – абсолютно тот же… Какой полиграфист объяснит эту метаморфозу, точнее – эдакое волшебное постоянство? Ведь запах – едва ли не самое эфемерное, что есть на свете…"

31.05.2012

День защиты детей – это событие. Ежегодно в этот день звучат торжественные речи и заклинания, взрослые дяди и тети вереницами тянутся в детские дома и детсады, обремененные дарами и улыбками. Не секрет, что для очень многих из них это бремя – на один день, сбросил – и пошел дальше. Социальная ответственность называется.

О сборнике стихов Александра Самойлова «Киргородок»
9.11.2011

Поэтический сборник Александра Самойлова «Киргородок» - это не совсем поэзия. Недаром и завершается он - новеллой. Тогда что это? Прозопоэзия? Поэтическая проза? Не-ет. Это - нечто без претензии...

Андрей Яншин
23.09.2011

Наткнулся на новость – в Челябинск приезжает со своим гала Ульяна Лопаткина. Что-то задело, заглянул в Яндекс-фотки – и понеслось… Вот она – жизнь чувств, вот она – женщина, свободная от навязываемого социумом образа, вот она – красота…

Андрей Яншин
3.08.2011

"Талант, самый главный, глубинный, это не просто способность – это способность следовать законам мира. В чем тогда талант человека?.. Как флейта не может звучать, если нет в ней пустого пространства, так человек не может быть подлинно талантлив, если нет в нем этой священной жажды освободиться от груза эго. Впустить в себя бесконечность..."

Андрей Яншин
28.07.2011

"...и вот, картина художника доступна для всего города: копию ее повесили на левом крыле фасада Публичной библиотеки. Можно вроде бы порадоваться, но вот незадача: чтобы рассмотреть эту сравнительно небольшую работу, нужно подойти к ней совсем близко..."

Андрей Яншин. Размышления на полях
20.06.2011

Американским астрономам удалось зафиксировать уникальное «космическое событие» - поглощение звезды черной дырой. Интересно, что в отчетах о происшедшем новостные агентства используют вполне человеческие «параметры» и лексику.

Андрей Яншин. Попытка диссидентских размышлений
21.05.2011

В языке амондава нет слова "время", а также обозначений таких периодов времени, как "месяц" и "год". Люди амондава не упоминают своих возрастов. Просто, переходя из одного периода своей жизни в другой, или меняя свой статус в племени, индеец амондава меняет имя.

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".