Это интересно

МИХАИЛ ФОНОТОВ
Писатель, краевед

"Каждый раз, когда поднимаюсь на Нурали, на меня находит наваждение какой-то инородности или даже инопланетности. Сам хребет выглядит стадом огромных ископаемых животных, которые в глубоком сне лежат, прижавшись друг к другу. Он словно скован беспробудной задумчивостью, он каменно молчит, но кажется, что где-то внутри его тлеет очень медленное и едва угадываемое желание пробудиться".

АНДРЕЙ ЯНШИН

Можно ли всю жизнь прожить у реки и так и не побывать у ее истока? Конечно. Но побывать – лучше. Но зачем?

Вход в аккаунт

Сергей Жатков: этапы творчества

Сергей Жатков: этапы творчества

Каталог выставки можно скачать внизу этого материала.

По словам самого Сергея Жаткова, его творчество делится на три этапа. Первый период – это непосредственная фиксация действительности, во время которой фотографу важно запечатлеть всякий, с его точки зрения, важный момент действительности. Такой период можно назвать «этапом фотодокумента». В это время автору не столь важен результат съемки, сколько сам процесс фотографирования. Конечно, такая работа не простое «щелканье затвором», интерес к определенному моменту действительности возникает не случайно, и многие снимки становятся хорошими образцами репортажа, социальной или же жанровой фотографии. Кроме того, в нем нет элемента постановки, это произведение – скорее выбранный интересный, с точки зрения автора, элемент окружающего мира.

Второй этап – не простая фиксация действительности, а выбор среди фрагментов реальности отдельных элементов и их переработка – как внутренней эстетической необходимостью, вкусом, интуицией фотохудожника, так и собственно компоновкой готового снимка. Это также период творческих поисков, выработка авторского почерка в фотоискусстве. Произведения С.И. Жаткова в это время сложно отнести к какому-то определенному фотографическому направлению или течению: в некоторых снимках угадываются черты фотоабстракционизма, другие, созданные посредством фотомонтажа, можно отнести к фотографическому сюрреализму. И по-прежнему они – не что иное, как стремление передать свои собственные впечатления от мира, попытки преобразовать его, показать то, что не видно человеческому глазу. 

Особое место в творчестве фотохудожника занимают портреты в технике фотомонтажа, когда на одном снимке автор совмещает несколько кадров. Ранний пример такого рода портрета появляется в 1979 году – произведение «Никто», в котором, благодаря наложению нескольких кадров, создается фантасмагорический образ мужчины, растворяющегося в пространстве. Более поздние фотографии передают внутреннее состояние портретируемого, его мысли, историю и взаимосвязь с другими людьми. Произведения «Из камня» (1985), «Гурам»  (1986) представляют собой снимки, состоящие из наложенных друг на друга кадров, один из которых является портретом, а другой – фотографией фактурного материала (камня, кирпичной кладки и т.д.). Такой прием создает уже не просто фотопортрет человека, а образ, показывает внутреннее состояние героя. 

Третий этап творчества С.И. Жаткова начинается в конце 80-х годов. Фотограф осмысливает себя как художника-демиурга, создающего свой собственный мир, но, чего не избежать документирующему искусству фотографии, – из элементов реального мира. На этом этапе большое место в творчестве начинают занимать постановочные фотографии, многие снимки подвергаются серьезной последующей обработке. Постановочные произведения, носящие картинный характер, интересны с точки зрения сюжета и имеют большое количество используемых композиционных приемов. Особенно примечательны фотопроизведения «Третье пришествие» (1990) и «Гамлет» (1992). Эти снимки отличаются современной, постмодернистской трактовкой. «Третье пришествие» - фотоколлаж, в котором у каждого элемента композиции – свой сюжет, а вместе они создают, на первый взгляд, бессмысленную историю. Но при этом все герои связаны между собой. Помещенные в интерьер руин, они образуют несколько групп, и композиция создается из уходящих диагонально и резко сокращающихся в перспективе линий, на точке схода которых –  фигура сидящего странника – мессии, сосредоточия происходящего действа. Все люди, изображенные на снимке, так или иначе взаимодействуют с ним: одни словно выстроились в очередь за благословлением святого, другие, получив свое, спокойно беседуют, не замечая происходящего, третьи – отстраненно о чем-то размышляют. Вполне справедливо сказать, что именно с этих снимков начинается новый этап творческого пути С.И. Жаткова. Другое направление на этом новом этапе – абстрактное фотоискусство, в произведениях которого презентованы не конкретные предметы, а вырванные из контекста своего бытования и детализированные вещи, переставшие быть сами собой, но ставшие элементами беспредметных произведений.

В новейшей истории главенствует уже цифровая фотография. Черно-белая фотография с ее условностью становится редкостью. С.И. Жатков не только не отстал и в этом начинании, но создал работы, на которых учатся, которым подражают. Рекламная и стоковая фотография, на которой по велению времени имеют возможность зарабатывать фотографы, заняла свое место в творчестве мастера. В экспозиции выставки раздел рекламной фотографии (четыре работы) размещен в окружении фотографии стоковой. По замыслу организаторов выставки такое размещение работ должно ассоциироваться со значком известного разработчика программ –  Windows, как символа современной компьютерной действительности.

В рекламе «работают» свои законы фотографии. Чтобы рекламная фотография заняла  высокое место в рейтинге, требуется точное владение законами композиции и чувство меры, знание коньюктуры рынка и оригинальность. В стоковой фотографии, как и в «классической» рекламной, не бывает серьёзных драм, всё безоблачно-солнечно-оптимистично, узнаваемые черты персонажей  –  улыбка и красота, молодость и дружелюбность, открытость и легкость. Стоковая фотография отличается от рекламной зачастую лишь тем, что в рекламной фотограф знает, что и для каких целей снимает, а в стоковой – работа ведётся на анонимный товар.

Цифровая фотография открыла перед фотохудожниками новые горизонты. Удачный кадр отчасти потерял свою ценность, поскольку технически «поймать» его стало легче, а возможности последующей компьютерной обработки изображения стали практически безграничны. Теперь художественная воля в фотографии ничем не ограниченна и приблизилась по возможностям воплощения к живописи. Впечатляюще иллюстрирует это положение серия фотографий «Хазарский словарь» («Образы прошлого»), насыщенная фактурами, образами, смыслами, ассоциациями. Серия демонстрирует творческий потенциал и кредо автора – умение заложить в работу удивительные черты действительности, соединить противоречивые, иногда несовместимые явления и образы, поставить неразрешимые вопросы.

Выставка не подводит итоги деятельности выдающегося фотографа. Она – очередной взгляд на творчество, на соединение видимого и незримого…

А.В. Разуев, преподаватель кафедры

искусствоведения и культурологии ЮУрГУ, куратор выставки

Т.С. Чиняева, бакалавр искусствоведения

 

Скачать в форматах .doc (Microsoft Word) или .pdf (Adobe Reader): 

Галереи

В этом разделе вы можете познакомиться с нашими новыми книгами.

Шесть книг Издательского Дома Игоря Розина стали победителями VIII областного конкурса «Южноуральская книга-2015». Всего на конкурс было представлено более 650 изданий, выпущенных в 2013-2015 годах.

Издательский Дом Игоря Розина выполнит заказы на изготовление книг, иллюстрированных альбомов, презентационных буклетов, разработает узнаваемый фирменный стиль и т.д.

ПАРТНЕРЫ

Купить живопись

"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание.

Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям.

История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной».

Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия.

Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка.

Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона".

"Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..."

"Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..."

"Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась".

"Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты".

"...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?"

"Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.."

"В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…"

"Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад".

"В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится".

"Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии".

"В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно".

"Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..."

"Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами".